НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 

Старая и новая история Московского музыкального театра АМАДЕЙ

 

              

Весной 1996 года небольшая группа коллег-энтузиастов решила своими силами, для собственного удовольствия выучить и (если повезет) поставить одну из маленьких ранних опер  Моцарта, 240-летие от рождения которого как раз значилось в календарях. Группа состояла из певиц-сопрано Людмилы Вере­сковой и Натальи Ткачевой, тенора Михаила Чеснокова, баритона Александра Цилинко, баса Андрея Кокош­кина, пианистки Ксении Сурайкиной, режиссера Олега Митрофанова. Выбор пал на одноактный зингшпиль "Бастьен и Бастьенна". Действующих лиц в опере всего 3 (сопрано, тенор и высокий бас), и спектакль превосходно расходился на два состава за исключением неделимого М. Чеснокова.

Опера оказалась, на поверку, не такой уж маленькой и легкой.  По­требо­вались два месяца ежеднев­ных репети­ций, чтобы перевести на русский язык смысл, качественно выучить по-не­мецки музыкальные сцены, по­нять, что мы будем представлять, и приступить к постановке.

С первых дней процесс возгла­вил превосходный музыкант, профес­сионал с недюжинными  педагоги­ческими способностями, дирижер Илья Вашерук. Его работа с певцами была выполнена столь добротно, точно, основательно, что, можно сказать, это было сделано «на века». Поныне любой из участников пре­мьерных спектаклей, будучи разбужен ночью, с двух нот может не только угадать мелодии "Бастьена и Бастьенны", но и спеть  их, а наутро хоть и на спектакль…

Однако вернемся в 1996.  Аппетит приходит во время еды.

Настал миг, когда нам стало обидно делать "Бастьена и Бастьенну" без сценографии, оркестра и костюмов, без исполнения на публике. Пришла мысль исправить положение. Талантливый художник-дизай­нер Нонна Васильева приготовила эскизы, а позже – костюмы и декорации, соответствующие режиссер­скому замыслу.  Нежданно-негаданно появился спонсор (меломан, меценат, состоятельный и интеллигентный господин А.В. Князев, директор фирмы «ВЕК»), дирижер набрал оркестр – и в мае 1996 года состоялась премьера. Спектакль в Овальном зале Антрепризы Московского союза музыкантов прошел четыре раза.  Однако то был еще не АМАДЕЙ.

Прошло лето, началась осень. Декорации и костюмы лежали на складе. И вдруг, одновременно, всем участниками "Бастьена и Бастьенны" пришла в голову одна и та же мысль: «У нас есть костяк будущего нового театра». Вслед за мыслью пришло и название.

Открытие Первого сезона АМАДЕЯ состоялось в помещении Театра-студии «На набережной» (руко­водитель – Федор Сухов) символическим днем 19 октября, что показалось нам добрым  предзнаменова­нием. За два дня до сего момента была сформулирована идея безотрывного росчерка-логотипа с изображе­нием 12-летнего автора "Бастьена и Бастьенны" мальчика Амадео Моцарта, и тут же, за 10 минут, росчерк-логотип был нарисован Нонной Васильевой, став основой фирменного стиля, направлением деятельности, символом творческого кредо театра.

Последующее время уже не так памятно и символично, как те первые дни. Были концерты, спектакли, разные сцены и предложения. Год прошел, как один день. За этот год состоялись премьеры «Бала у князя Орловского» (режиссер О. Митрофанов) и первой версии комедии с музыкой «Директор театра» (дирижер А. Осетров, режиссер Г. Тулес).  Труппа разрослась, появились первые конфликты и обиды, интриги, уходы и приходы, прослушивания, деление на Опытных и Молодых. Илья Вашерук, к сожалению, работу с теат­ром не продолжил. Пришедший ему на смену Алексей Осетров взялся за постановку старинной оперы П.-А. Монсиньи «Роза и Кола» (режиссер В. Меркулов). А позже, весной 1997, из Америки приехал опытней­ший маэстро Олег Белунцов. Его сотрудничество с театром сделало возможным первую крупную работу и, может быть, одну из самых больших удач АМАДЕЯ – постановку величайшего моцартовского шедевра «Волшебная флейта». (Царица ночи – Т. Дивакова и И. Комаровская, Зарастро –  М. Палий и Н. Крылов, Памина – Н. Нивинская и Л. Верескова, Тамино – М. Чесноков, С. Степин, В. Романов, Папагено – В. Боч­карев, В. Планкин, К. Иванов и др., режиссер О. Митрофанов)

Оба спектакля увидели премьерные афиши в рамках тогда только рожденного, но здравствующего и поныне фестиваля «Шереметевские сезоны в Останкине»,  проходящего в уникальном дворцовом театре графа Н.П. Шереметева. Там же, в рамках фестиваля, 4 раза исполнялась «Бастьенна», уже твердо вставшая на прокатные рельсы, и надо сказать, что все спектакли шли с возрас­тающим интересом публики, привед­шим к аншлагам, а в дни премьер "Волшебной флейты" Останкинский театр приходилось оцеплять.

На волне первого успеха в октябре 1997 года театр АМАДЕЙ переехал на постоянную, как тогда ка­залось, сцену – в великолепный дворец архитекторов Кваренги и Назарова, Странноприимный дом графа Н.П. Шереметева на Большой Сухаревской площади, в московской разговорной речи именуемый «Скли­фом». Особую благодарность в реализации столь уникальной возможности театр выражает заместителю ди­ректора Музея-усадьбы Останкино Л.А. Лепской, заместителю директора НИЦ «Медицинский музей» АМН РФ Л.Н. Арифуловой,  научным сотрудникам НИЦ «Медицинский музей» М.Д. Ковалевой и Н.Ф. Нешумовой, передает им теплый привет, пожелание успехов и благополучия. 

В трех залах Странноприимного дома за два полнокровных сезона театр АМАДЕЙ исполнил сотни спектаклей и концертных программ, осуществил ряд постановок: «Директор театра» Моцарта (новая вер­сия. Дирижер К. Науменко, режиссер О. Митрофанов); «Елка» В. Ребикова (музыкальный руководитель Г. Киселев, режиссер О. Митрофанов),  «Колония, или Новое селение» Саккини (дирижер Я. Ткаленко, ре­жиссер Г. Киселев), «Бал у князя Орловского (новая версия. Дирижер К. Науменко, режиссер О. Митрофа­нов).  Наиболее значимой работой, задуманной специально для второго фестиваля «Шереметевские сезоны в Останкине», стала постановка трехактной оперы-зингшпиля Моцарта «Похищение из сераля», отлично исполненной труппой и камерным оркестром театра под руководством дирижера Константина Науменко. (Е. Дарьина и У. Беляева - Констанция, Л. Верескова и И. Комаровская - Блондхен, М. Чесноков и В. Рома­нов - Бельмонт, С. Степин и А. Рус - Педро, Н. Крылов и Г. Медвидь - Осмин, Я. Ткаленко и Е. Кулыгин - Селим, артисты Детской студии  - мимический ансамбль и хор Янычар. Режиссер О. Митрофанов.)

Зимой 1998 года театр АМАДЕЙ в череде своих гастрольных поездок дважды посещал со спектак­лями Ясную Поляну. В результате этих встреч у руководителя АМАДЕЯ О.В. Митрофанова, сотрудника Музея-Заповедника Д.Н. Тихоновой и директора Ясной Поляны В.И. Толстого возникла идея, приведшая к осуще­ствлению совместного, абсолютно новаторского по тем временам, крупного оперно-пленэрного про­екта: представления в историческом пространстве Ясной Поляны оперы С.С. Прокофьева «Война и мир», с перспективой съемок фильма-спектакля. Постановку осуществили  дирижер К. Науменко, режиссер О. Митрофанов, художник по костюмам И. Дронова, а партии исполнили Г. Романова, О. Матвеева (Наташа), В. Планкин (Андрей), А. Косарев (Пьер), А. Кокошкин (Кутузов), Е. Кардовская (Ахросимова), Г. Медвидь (Долохов), А. Халтурин (Анатоль), многие другие солисты театра. Премьера спектакля состоялась 9 сен­тября 1999 года, а фильм был отснят и смонтирован в июне 2000.

К сожалению, успешная и плодотворная деятельность АМАДЕЯ в Странноприимном доме графа Н.П. Шереме­тева по независящим от театра причинам прервалась осенью 1999. Дворец закрылся на рекон­струкцию, закончившуюся лишь в ноябре 2006 года. Ныне это лабораторный корпус НИИ Скорой помощи им. Склифосовского, и возможности продолжить там театральную деятельность практически нет.     

Все это время театр искал репетиционную базу и сцену. Наиболее крупные постановки «лежат на полке», откуда руководство АМАДЕЯ их достает по мере востребованности, а труппа театра со­кратилась и претерпела неизбежные серьезные изменения.     

Все это не значит, однако, что АМАДЕЙ ограничился только лишь камерно-концертной деятельно­стью и исполнением маленьких спектаклей. Следующий сезон коллектив работал в большом зале Россий­ской Государственной библиотеки, где возобновил и многократно исполнил "Волшебную флейту", "Евге­ния Онегина", представил московской публике спектакль "Война и мир"; а также в зале на 8-м этаже по­чившей в бозе гостиницы «Москва», с великолепной камерной акустикой и фантастическим видом на Кремль. Благодаря помощи Т.И. Новокрещеновой, Л.В. Матрозовой, О.М. Колесниковой театр пережил первые нелегкие после прекращения деятельности Странноприимного дома месяцы.

Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. За прошедшие с закрытия Странноприим­ного дома сезоны, кроме съемок "Войны и мира", театр реали­зовал несколько совершенно оригинальных проектов.

В 2001 и 2002 годах режиссер Никита Крыгин сделал в АМАДЕЕ три самобытные авторские работы: «Галантные Индии» Ж.-Ф. Рамо (Первая постановка в России. Дирижер-постановщик Константин Нау­менко, в ролях У. Беляева, В. Кальбергенова, О. Толкачева, М. Дядиченко и др., спектакли прошли на малой сцене Театра Около дома Станиславского); «Орфей» К.-В. Глюка (Дирижер-постановщик Ольга Лякина. О. Толкачева, М Константинова – Эвридика, Р. Яваев – Орфей, С. Мореева, Т. Кулыгина – Амур и др.),  «Пиковая дама» по опере П.И. Чайковского. (Музыкальный руководитель Е. Астафьева. Г. Романова – Графиня, К. Сорокина  - Лиза, С. Степин – Герман, П. Бадрах, Е. Головин  – Томский и др.) Оба спектакля поставлены в камерном зале Музея-квартиры А.Н. Толстого.  

Сезонный длительный фестиваль «Музыкальное лето в Константинове» начался в 2002 году, в рамках его прошли десятки концертов и спектаклей, состоялись две эксклюзивные премьеры по произведениям С.А. Есе­нина: «Анна Снегина» (Музыка С. Рахманинова, А. Вертинского, Е. Астафьевой. Сценография И. Дроновой. Режиссер О. Митрофанов) и «Черный человек» (Музыка Е. Толстуновой, сценография и постановка Н. Крыгина). В спектаклях были заняты артисты: Е. Лисовая – МХАТ им. Горького, С. Карякин – театр им. Гоголя, А. Дадонов – театр им. Пушкина, И. Петруничева – театр «Вернисаж», О. Борзова, У. Бе­ляева, О. Толкачева, Г. Медвидь, К. Иванов, С. Степин – солисты АМАДЕЯ.   

Проект «Русская классика на исторических пленэрах» продолжил тему «Войны и мира», распростра­нив ее на есенинские, тютчевские, тургеневкие, блоковские , лермонтовские концертные фантазии  и спектакли.

9 сентября 2003 года, в день 175-летия Л.Н. Толстого, на пленэре Музея-усадьбы «Хамовники» со­стоялась мировая премьера оперы выдающегося дагестанского композитора Ширвани Чалаева «Хаджи-Мурат». В проекте, заказанном АМАДЕЮ директором Государственного музея Л.Н. Толстого В.Б. Ремизо­вым, помимо ведущих солистов театра В. Планкина, Г. Романовой, О. Борзовой, А. Мукманова, А. Се­рова, С. Степина, А. Образцова и других, приняли участие коллективы Российского государственного симфони­ческого оркестра кинематографии п.р. Народного артиста РФ С. И. Скрипки и Государственной академиче­ской хоровой капеллы им. А.А. Юрлова п.р. Народного артиста РФ С.Д. Гусева. Дирижер-поста­новщик оперы – Олег Солдатов, режиссер-постановщик –  О. Митрофанов,  костюмы – А. Шенталинская. Проект удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области культуры 2005 года.

Состоялись многочисленные гастроли театра в России и за рубежом. В частности, осенью 2003 года АМАДЕЙ представлял в Японии сразу 4 совершенно разножанровых спектакля из своего традиционного и нового репертуара: "Войну и мир" Прокофьева, "Елку" Ребикова, оперу-фарс Стравинского «Мавра», по­ставленную в 2001 году,  а также – свою самую первую работу "Бастьен и Бастьенна".

Могли ли представить члены группы энтузиастов в далеком 1996 году, что судьбе угодно будет дать их детищу столь долгую жизнь; что объездит спектакль множество городов и стран и что в столь пестрой «компании» будет исполняться на одной из самых престижных токийских сцен!..    

На сем круг, кажется, логично замыкается.

Но не прекращается жизнь, спектакли, премьеры, экспе­рименты  театра АМАДЕЙ.

В 2005 году труппа возобновила театральный и концертный прокат в камерном зале Музея-квартиры А.Н. Толстого, близ Никитских ворот, на ул. Спиридоновке, дом 4 (Заведующая музеем – И.Г. Андреева).

 

С марта 2005 по декабрь 2010 состоялись более 500 вечеров,

регулярен возобновленный Июньский клуб

и его авгу­стовское продолжение под названием «Бархатный сезон» («MoscowMozartChamberFest»),

поставлены совершенно неожиданные, парадоксальные спектакли.  

 

2005 - 2011

 

Театр ждут  новые проекты, гастроли, испытания, критика и похвалы.

 

И – несмотря на все субъективные и объективные проблемы…

Невзирая даже на почтенные Финансовый кризис и Свиной грипп –  театр АМАДЕЙ круглосуточно работает в

центре Москвы, уже отметил тринадцатую годовщину и приглашает уважаемую публику на концерты и спектакли.

 

Ежегодные внутритеатральные фестивали:

 

ИЮНЬСКИЙ КЛУБ                                      15-30 июня

БАРХАТНЫЙ СЕЗОН                                  16 августа – 10 сентября

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ МИСТЕРИЯ                24 декабря – 14 января

 

Благотворительные концерты (вход бесплатный либо льготный):

 

ПРАВОСЛАВНОЕ РОЖДЕСТВО                 7 января

ПАСХАЛЬНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

ДЕНЬ ПОБЕДЫ                                           9 мая  

ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ                   19 августа

 

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ТЕАТРА    19 октября            

 

Подробная информация – на странице НАШИ СПЕКТАКЛИ, а также по телефону (495) 690-09-56.

 

Билеты в театр АМАДЕЙ продаются в кассе Музея-квартиры А.Н. Толстого

ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 13 до 18 часов.

 

Вы можете получить любую информацию в любое время суток по телефону 8–925–846–33–77

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 

© AMADEI Moscow Music Theatre. 1996-2013