главная страница    назад    версия для печати (архив  zip)

 

Олег Митрофанов

 

УЧИТЕЛЮ А.Г. НА 80-ЛЕТИЕ

Зарисовка

 

Я Вас поздравляю.

День рождения - событие радостное, хотя и неоднозначное. Особенно юбилей. Осо­бенно - какой уж там по счету...

Извините, как-то не сложилось примкнуть к многочисленным группо­вым здравицам, однако имею дерзость мысленно к ним ко всем присоеди­ниться. 

Я же в результате долгих размышлений ничего оригинального не изо­брел. Но хочу поделиться кое-какими воспоминаниями, которые живут во мне, несмотря ни на что, и год от году, пожалуй, становятся ярче. Тем бо­лее, и здесь наблюдается некий юбилей:

В следующем году исполнится четверть века моей первой поездке в группе А.Г. 

 

То была весна 1977. Одесса, беготня с Гисеичем вверх-вниз по Потем­кинской лестнице, белое, с локаторами, исследовательское судно «Гагарин» у пирса, песня «Шел один верблюд, шел другой верблюд, шел целый караван верблюдόв» (и далее – встал.., сел.., лег.., сдох.., воскрес.., сел.., встал.., по­шел… и так до бесконечности – эта песня меня впечатлила больше, чем По­темкинская лестница, Аркадия и судно «Гагарин» вместе взятые), прогулки по Дерибасовской, а через час - по трущобам Молдаванки. Шпаги, купленные в спортивном магазине, променады босиком, но со шпа­гами, по набережной Ришелье; мушкетерство - заразное, как болезнь, даже для богоподобных Кур­га­новых и иже с ними... Песня «Ему по морде дали чайником!» (Еще один шок. Данную оперу, как и первую, я исполнил всем родственникам по обеим линиям и, кажется, изрядно их озадачил); разбитое стекло на турбазе, паниче­ский слух, что будто бы мы с Кириллом и Васькой собираемся от­стать от экс­курсии в катакомбах (честное слово, это было не так), командир Лена Миле­шина, балет «Спартак» в оперном театре, синее-синее море... Еще одна поло­жительная эмоция: набережная, мужской туалет на ремонте. Геннадий Ва­сильевич заходит в женский и предла­гает присаживаться посетившей вслед за ним сие заведение девушке...

 

Той же весной случается мой первый турслет.

Командирствует Бобылев. Он постоянно улыбается - бодро, весело и на­хально. А у меня какой-то особенно тяжелый рюкзак. Курганов-генерал вы­кликает нас, рядовых, из строя и наливает полную ложку сгущенки. Едва сойдя с электрички в Москве, Гисеич с группой энтузиастов отправляется к Большому театру  поздравлять ветеранов с Днем по­беды. Прямо со слета, в рюкзаках, с сине-серым флагом неизвестного государства, на котором герб в виде шагающего ежа, цепочка движется к фонтанам под липы и едва не попа­дает в экстренно вызванный с соседней пло­щади автобус...

 

Следующий в памяти - ноябрь-77. Таллинн. Влажная и мягкая эстонская осень.  Вы­ш­город (Тоомпеа) и улица Пикк. Групповые фотографии на фоне дворца в Кадриорге. Белки, голуби и синицы, которых почему-то никто не ло­вит, едят прямо с ладоней.

Братья Сартаны, Каспржак с женой и сыном (не едят с ладоней).

Ледокол «Сибирь» на рейде. Горьковато-соленый балтийский воздух на Пирита. На во­кзале, откуда мы на электричке ездим в Нымме, ходят также и дизеля - в Тарту, Турба, Пярну, на побережье, к островам... Вагоны дизелей и поездов дальнего следования топятся слан­цами, как и дома в центре Тал­линна. Сланцевый дым пахнет как-то по особому. До сих пор, попадая вече­ром на Ленинградский вокзал, я переношусь в ту эстонскую осень. С точ­но­стью до минуты по силе запаха могу определить, сколько времени прошло с отправления фирмен­ного экспресса «Эстония».

 

С помощью однодневных Кашина, Яропольца, первых электростанций с лампочками Ильича, Серпухова, усадьбы Гончаровых, Звенигорода, Поле­нова, Переславля-Залесского (собствен­ного смысла которого еще нет) дожи­ваю до следующей весны.

 

Она приходит и приводит с собой дорогу в БАКЫ.

По улицам свободно гуляют бараны. В смысле - настоящие бараны, а не только мы с Гисеичем.

Дворец Ширван-Шахов - живая декорация к «Волшебной лампе Алад­дина». Даже не верится, что вот оно, такое, на самом деле, и его можно потро­гать.

Можно. Трогаем. Даже лижем. Вкусно.

Девичья башня, с которой по очереди едва не прыгают Лены (Милешина и Васильева), а также - Оля Шляхтина. Последняя - явный рекордсмен по ко­личеству непрыжков с башни. По ней башня плачет...

Грязевые вулканы, в которых мы не замедлили вымазаться.

Наскальные рисунки Гобустана. Возникает мысль, что я и сам так могу. Стоило ли ро­диться древним человеком, чтобы делать то, что все остальные могут?..

В Храме Огнепоклонников мы молимся целый день неведомым богам. К беленьким девочкам клеятся огненно-жгучие темпераментные парни, сами похожие на этих языческих богов:

- Дэвушка! Дай фотографыруюс с тэбэ!

- Зачем?

- Тэбе и твоэй мама на памят!

Конспиративная установка руководства - мы из разных мест.

Лучшая шутка - местная газета «Вышка».

Зеленый, пахнущий нефтью Каспий. Пляж с белым песком, солнце и двадцать три гра­дуса. Мы  загораем и вспоминаем, как смутный сон, что на свете существует Москва, а еще - метель и сугробы.

Иду в школу безо всякого энтузиазма. Утешает, что за весной следует лето, а там уж...

 

И «там уж» случается. Одно из самых фантастических «там уж» на моей памяти, хотя по­сле были, кажется, куда как бόльшие волшебства, вплоть до пятнадцати европейских и ази­атских стран за два месяца.

И однако. Те Девятнадцать Дней в группе из Девятнадцати Человек до сих пор реальны настолько, что, кажется, их тоже можно потрогать.

Впрочем, почти так оно и есть.

Первый в жизни Ярославль, где нас сопровождают какие-то собаки. Ху­дожественный музей, стрелка между Волгой и Которослью, церковь Ильи Пророка также мерцают в воспо­минаниях, но собаки - ярче.

Речного вокзала еще нет. Есть - кучи песка и старый дебаркадер, весь в рыбной чешуе и дегте. К нему пришвартовано белое чудо – тоже первый в моей жизни теплоход «Короленко». Восьмиместная каюта на пятерых маль­чиков (Кирка, Мишка, Лешка, я и... - А.Г.)

Лучший в мире маршрут - северные реки и озера.

Из-за тумана на Вытегре и шторма в Онежском озере не заходим в Пет­розаводск.

В дневнике делаю запись: «Девчонок укачало. Меня два раза здорово окатило волной.»

Питер. Нева, белые ночи, разведенные мосты. Эрмитаж. Я возмущен, что А.Г. не любит Шишкина. Прошу его не навязывать всем своих вкусов. А.Г. серьезно кивает, а глаза его смеются. Чем я возмущен еще больше.

Петергоф. Царское село. Мой первый день рождения в поездке. По­дарки, которые и сейчас вот они, со мной. Трогай – не хочу.

Музеи и набережные. Дворы и дворцы...

Поезда.

Вновь Таллинн.

Впервые - Псков. Пушкинские горы, земляничный склон в Михайлов­ском.

У меня - маленький шпионский фотоаппарат «Киев-30». Все сначала ду­мают, что это экспонометр. Потом просят посмотреть, убеждаются в своей ошибке и, по-моему, завидуют.

Фотоаппарат потом украдут. Не иначе, как шпионы или завистники.

«Счастливое время, счастливые лица» - надпись под одной из пушкино­горских фото­графий.

Вот уж, действительно!

Так бы и жить всегда... Но нет. Девятнадцать дней ограничены девятна­дцатью же но­чами. Как-то наутро мы просыпаемся в поезде из Пскова и об­наруживаем, что все кончается, кончается, кончается. И за окном - Подмоско­вье.

Лето в самом разгаре, только начался июль, но впервые в жизни хочется, чтобы побы­стрее настала осень.

 

А осенью - на автобусе  в Гжатск  с домиком Гагарина и далее - в Смо­ленск. Успенский собор и крепостные стены. Фленово с деревянными теремами и какие-то особенно красивые значки с глазурным изображением этих тере­мов. Осада (не в крепостных стенах, а в школе). Каждый вечер стараемся вернуться раньше, засветло, не зажигаем свет, чтобы аборигены  и их предво­дитель – грудная, но уже агрессивная Толкачева – думали, что нас еще нет.  Сидим при свечах, в этом тоже что-то есть.

Устраиваем представления. На конкурс, какое отделение лучше. Нам спектакль ставит Трегер, и мы делим первое место с самими инструкторами. Идея подобного театра развива­ется в следующих поездках.

Мища Трегер - авторитет непререкаемый. Все прочат ему театральное будущее. Его коронная фраза «Учителям, отдавшим лучшие годы жизни делу народного образования, по­свящается», произносимая каждую минуту с пол­ной серьезностью и  левитановским пафосом, в первый раз пропускается зри­телями мимо ушей, во второй раз вызы­вает недоумение, в третий - улыбку, в пятый - смех, в шестой - хохот, во все последующие - икоту и залезание пуб­лики под кресла. В последний раз, десятый, ему вообще не дают всту­пить. Михаил стоит, не дрогнув ни единым мускулом, и смотрит в будущее, поверх стонущего зала. Затем, не произнося ни слова, величественно поворачивается и медленно покидает сцену.  Когда его спрашивают, как он это делает, Миша зовет всех на сцену и показывает герб СССР, нарисованный между отвер­стиями кинобудки на противопо­ложной стене, и лозунг «Да здравствует наша Конституция!»

Источник вдохновения становится понятен.

На этюде «Я вас люблю, мои дожди» инструкторы исполняют панто­миму с вьющимися рельсами, ездящими машинами и фырканьем губами - вроде как моторами... А мы с танцов­щицей Ирой Макеенко разыгрываем, как можем, Историю Любви в дожде, апофео­зом которой должен стать вальс под зонтом.

Ира знает, с какой ноги надо идти в тур вальса, я нет. Я начинаю с левой ноги вперед, она - с правой, вперед же. Долгое время мы не можем двинуться с места. Потом, наперекор законам физики, все-таки двигаемся и падаем. Ру­гаемся прямо на сцене, чем и заканчивается наша история любви. В итоге мы занимаем второе место.

Наутро, в половине седьмого, вставшие раньше всех Света Зайцева, Лена Семенова и Сергей Плоткин в полной темноте готовят завтрак. Делают они это умело, тихо, никого не будят, дают возможность группе выспаться перед дорогой. А потом кто-то из них случайно роняет на дощатый пол на­шего спального спортзала тридцать пустых жестяных кружек.

 

Следующее чудо - Ереван, весна-79. Едем мы туда в купейных вагонах, что при­дает поездке особую пикантность.

Командир и потенциальный медик Оля Шляхтина отбирает у Марека Сартана испор­тившуюся курицу и выкидывает. Простить ей этого Марк не может до сих пор.

Пять дней в Ереване мы не видим Арарат. Висят туманы и дожди. От от­чая­ния, что по­ездка перевалила за середину, а Арарата все нет, мы договари­ваемся считать Ара­ратом одну из невысоких гор по пути в Гарни.

А.Г. разыгрывает в лотерею девочек и таким образом прикрепляет их к мальчикам, по­тому что бакинская ситуация с горячими парнями, фотографи­рованием, куражом и прочими галантностями повторяется в квадрате. Мне достаются Таня Корнеева и Лена Щербакова. Я их вроде как защищаю.

На шестой день погода налаживается, и до конца поездки - ясно. Летим на смотровую площадку. В сотне километров от нас, далеко в Турции - Ара­рат. Между его подножием и горизонтом нереальная полоска серо-голубого неба.

Гехард и древнейшие христианские храмы. Памятник жертвам геноцида с музыкой Комитаса. Фантастическое ощущение спири­тизма от пляшущих на разорванных плитах теней, отбрасы­ваемых вечным огнем и нами. Сквозь разрывы в плитах просвечивают закат­ные, позже - звездные небеса. Мы, ка­жется, по­нимаем сошедшего с ума Ко­митаса. Арарат черной тучей застлал звезды, но главная его вершина ро­зово-бе­лоснежна. Она еще видит Солнце.

В предпоследний день - Эчмиадзин и знаменитый завод армянских коньяков в долине реки.

Опять спектакль. Ставим что-то про шпионов и даже представляем сей шедевр другим обитателям турбазы.

Гена Маковецкий, который сейчас очень большой и представительный, проще говоря  толстый, а тогда тоненький и голубоватый, старательно испол­няет роль завербованного агента.  Повинуясь режиссерской установке, Гена делает вид, что писает, и, путая понятия «писсуар» и «будуар», жалобным фальцетом декламирует на зрителе:

- Я тут, в туалете, торчу уже два часа и, кажется, стал привлекать внима­ние. Вон тот человек у крайнего будуара мне не нравится...

Спектакль останавливается. Все, в том числе артисты и взрослые почет­ные гости, уми­рают от смеха.

Через десять минут спектакль продолжается.

Лейтмотив поездки - армяне, которых много, Арарат, пробеги с Гисеи­чем по принципу «каждый пово­рот налево», керосин (вовсю!) и злосчастная курица. Наверное, она является тоже своего рода керосином. (Керосин - это когда мальчик дружит с девочкой.) А еще все пьют очень вкусное, легкое вино. Фраза сезона - «Мать твоя, Армения!»

 

На лето намечается большая, 21-дневная Волга, но вместо нее наша компания на июль и половину августа едет в Приэльбрусье.

А.Г. в это время на Волге, но я про это мало что знаю. Однако, рекомен­дует на Кавказ нас именно он.

Главный герой - Валерий Михайлович Ликунов. Мы помогаем ему гото­вить и прово­дить Всероссийский турслёт. Наводим переправы, размечаем трассы, знакомимся с сотнями людей. А я исполняю соло туристские песни перед Поляной слёта в четыре тысячи глаз. Это тоже организовывает Лику­нов. Со второго куплета все дружно подпевают.

Баксанское ущелье, Эльбрус, проигранные Гисеичу в волейбол компоты. Компоты мы ему отдаем. Правда, лишь тогда, когда сварена лишняя каст­рюля, и оказывается, что каждый может пить по пять-шесть порций. Гисеичу достаются наши шестые порции. Сами выпить их мы уже не в состоянии. Геннадий Васильевич считает, что мы до сих пор с ним не расплати­лись. Но, по-моему, он не прав. Мы могли отдать ему и пятые, и четвертые компоты… Ему самому было бы хуже. К тому же - выиграл он жульнически, в основном на подачах. Судите сами. По ту сторону сетки он один. Нас же пятеро, и мы его жалеем. Нам и самим трудно: мы никак, никак не можем договориться, кто первый должен отбивать мячик. Перед ним такой проблемы не стоит, он себе подает и подает, на его стороне все преимущества, а мы, повторяю, его еще и жалеем. Так и проигрываем. Под ноль…

На другой день мы карабкаемся на гору, отроги которой начинаются прямо от палаток. Лезем долго, забираемся высоко, под облака, почти, ка­жется, на самую вершину. Устаем, делаем привал.

Всаживаем в грунт ветку с носовым платком и, удовлетворенные, ка­тимся вниз. От ла­геря флага не видно. «Вон как высоко!» - думаем мы.

Еще через пару дней поднимаемся подъемником на Чегет, откуда откры­вается торжественный вид на Эльбрус. Едем на фуникулере полчаса. Наверху нам встречается надмен­ная горнолыжная мамаша - в темных очках, крашеная под Мерилин Монро, импозантная, загорелая и худая. С ней девочка лет пяти, тоже будто сошедшая с обложки журнала. 

- Надо же, и здесь чушкины дети! - весело, бодро, во всеуслышание объ­являет Гисеич. Краси­вая мама в изумлении. Ей невдомек, что это компли­мент. Она одаривает Г.В. и нас - в пыльных олимпийках, совет­ских кроссов­ках и тертых кирпичом джинсах - таким, как говорится, рублем!

А я в трубу рассматриваю вчерашнюю гору и все никак не могу найти наш флаг. Ока­зывается, какой-то шутник перенес его с (почти) вершины к (почти) подножию, что я и обна­руживаю, обшарив весь склон. Чуть ниже, со­всем рядом, едва виднеется палаточный лагерь.

А затем - Военно-грузинская дорога имени отца Федора.

Владикавказ и ошеломляющее горское гостеприимство.

Грозный.

Пинг-понг в гостинице, широкие красивые центральные проспекты, аб­рико­совые по­садки вдоль улиц и «лисьи хвосты» в трубах нефтяных заводов.

Озеро Козиной-Ам в чеченских горах за перевалом, форель, которую Кирилл вытаски­вает через минуту после того, как закинул удочку, спортивная база сборной СССР по акаде­мической гребле.

Махачкала и весь Дагестан.

Дербент. Живые декорации «Белого солнца пустыни». Ночное купание в каспийском прибое.

Избербаш и Пушкин-Тау. Так называется гора, на которую надо смот­реть со стороны моря. С оп­ределенного ра­курса на фоне неба отчетливо вы­рисовывается профиль Пушкина.

Теперь там - совсем другие развлечения…

 

Опять осенний Переславль-Залесский. Вот тут-то уж запоминается и Плещеево озеро, и Преображенский собор, и музей-монастырь на высоком берегу... В поздне-октябрьском пе­релеске наша автобусная группа, рассы­павшись, ищет последние грибы. Прохладно и сухо. Внут­ренне тепло и даже немного жарко: я собираю пресловутые грибы с очень красивой де­воч­кой Ви­кой Меркуловой, она мне нравится, я ей, кажется, тоже, я горд и смущен, а жарко мне оттого, что на ее пушистые светлые волосы упал маленький сухой лист. Я его вижу, она нет... Мучаюсь - сказать ей или промолчать. Потом ре­шаюсь и, почти выдохнув, говорю:

- Вика, на тебя листок прилетел.

Получается коряво, но, в общем, Вике понятно, что я имею в виду. Она проводит рукой по волосам, снимает лист, близоруко разглядывает его и тонко, по-взрослому улыбается:

- Маскируюсь....

В тот же день я впервые катаюсь кубарем с городских крепостных валов.

Надо сказать, что Переславль, валы, речка Трубеж, памятник Алексан­дру Невскому у Спасо-Преображенского собора и южное побережье Пле­щеева озера сейчас являются для меня чем-то совершенно особенным.

После четырех раз с А.Г. я многократно приезжал туда один. Еще раз пять – с детьми. Мы катались на лодках и по крепостным валам. Падали с танка. Ходили в музей и на озеро. Купались. И то ли еще будет!

А в честь Святого Равноапостольного Александра Невского  назван один из них.

Свои счеты у меня и со многими другими городами, в которых я впервые был в группах А.Г. Эти поездки  как-то задали тон на многие годы, да что там, на всю жизнь вперед.

Весенние, 80 года, Сочи.

Бекетовщина. (Что сие значит - объяснить затрудняюсь. Эдакое коллек­тивное наблю­дение ходячей коллекции всех недостатков. Дима Бекетов с че­стью пронес сквозь всю по­ездку и последующие месяцы высокое звание ро­доначальника новой традиции.)

Самшитовая роща. «Совет Министров», решающий все проблемы нашей группы, так что А.Г. делает вид, что он занимается только творчеством.

Идет дождь. В ногу с дождем мы следуем в полупустой кинотеатр, где, как рояль в кус­тах, - только что вышедший на экраны фильм «Москва слезам не верит». 

С Мишей Трегером и двумя нашими девочками - Викой Меркуловой и Светой Зайцевой - под мостом пьем коньяк из крошечных бутылочек за по­ездку и, персо­нально, за А.Г.

«В Сочи не курят» - гласит большая надпись над одной из центральных улиц. Есть у меня даже такая фотография. Ну, так мы что-что, но курить не курили...

Как-то не очень помнятся музеи.

Но помнится вновь южная весна. С теплым дождем и ярким закатом на море. С цвету­щими магнолиями и вечнозелеными самшитами. С приходом первой ответственности за лю­дей, за группу и за производимое ею впечатле­ние, за роль, которую играет каждый.

Везем с собой музыкальные инструменты - электрогитары, маленькую ударную уста­новку и даже, кажется, скрипку, хотя на последней не играем.

Этой поездкой начинается звездный этап нашего ансамбля «Фаэтон», ко­торый завершится ровно через год одноименной оперой.

Но то будет уже другой мир, студенческий. Другой период, универси­тетский. И другая жизнь, (почти) взрослая.

А в этой еще остается турслет с безоговорочным первым местом нашей группы, по­следние выходные и уроки перед чем-то Очень Важным – тем, что, кажется, никогда не наступит.

Но оно все-таки наступает. Мы оканчиваем школу.

 

Этим мои поездки с А.Г. по-настоящему лишь начинаются. Грядут де­сятки тысяч со­вместных километров после окончания школы до сего дня. И, надеюсь, другие десятки ты­сяч ждут нас с сего дня в будущем.

Однако,  история здесь уже другая. Память жестко разделяет время на два периода. Пер­вый - школьные годы. Второй - все остальные...

Но это не важно. Важно, что главное жизненное мерило, о котором я говорил чуть выше, есть у всех, с кем вместе благодаря Вам мы вкусили сла­достного яда путешествий.

Для них сама жизнь не что иное, как путешествие. А значит -  одна большая ра­дость. И - да простят меня серьезные люди, для которых жизнь - испытание, труд, карь­ера, и т.д. – этот эпикурейский закон, преподнесен­ный нам в те годы, делает самые труд­ные периоды более легкими и с мень­шими потерями переживаемыми, любые испытания - лишь подготов­кой к следующему, быть может, самому прекрасному пути.

И легче, намного легче ждать!

Ведь впереди новые дороги, и горы, и моря, и корабли. Пусть они влекут нас далеко-да­леко, а то, что годы идут - что ж... Над сим мы уже не вла­стны.

Но даже и это можно обратить себе на пользу, а самое главное - на радость от по­знания мира, в котором - смысл жизни. Этому Вы учите нас. Этому мы, наверное, еще  только учимся учиться. Но этому уже мы и учим наших детей.

Посему – ПРОДОЛЖЕНИЕ, во всех смыслах слова, СЛЕДУЕТ.

 

С Днем рождения!         

 

2002